Я просто пишу под влиянием момента для себя и близких о путешествиях и досуге,
об интересных событиях в моей жизни, о неизлечимом шопоголизме и последнем увлечении косметикой.
Здесь вы найдете статьи, посвященные красоте и здоровью, советы по декорированию дома,
а также вкусные рецептики, а кто-то даже найдет полезными мои обзоры косметических средств.
Я учусь у других и хочу поделиться своим опытом и находками.

Будьте постоянным гостем.
Здесь вам всегда рады!



01.09.2015

Лучше поздно: Опера "Аида" в Хельсинки

Афиша оперы "Аида" в Хельсинки летом 2015 года

Мне недавно повезло побывать на опере "Аида", которую поставил финский оперный театр в Хельсинки. Мировая премьера оперы состоялась в Каире 24 декабря 1871 (Дирижёр: Джованни Боттезини).

Думаю, про эту оперу слышали все. некоторые мелодии чуть не постоянно на слуху. Сюжет ее довольно прост и типичен для любовных драм. Это история о запретной и несчастной любви между абсолютно неподходящими людьми, она практически повторяет трагический роман между Ромео и Джульеттой. Здесь тоже все закончилось плохо, в конце все умерли :-(. А пока они умирали весь последний акт, то долго и печально пели. Думаю, мне больше хорошие концы нравятся :-). Вспомнила свою любимую Турандот :-).

"Аи́да" — опера Джузеппе Верди, написанная по заказу египетского хедива Исмаила-паши для новооткрытого Каирского оперного театра. Либретто Антонио Гисланцони написал по сценарию египтолога О. Ф. Мариетта. Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов. В опере повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды — дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне (Википедия).

Мой совет новичкам в оперном деле, обязательно узнайте сюжет и содержание оперы заранее, поскольку (по-крайней мере в Европе) поют там на языке оригинала, а субтитры над сценой представлены на трех языках (в Финляндии): Финском, Шведском и Английском. Я вот всегда удивляюсь тому, что поют пол часа, а перевод на одну строчку всего и вечно корявый какой-то :-).

"Аида" опера достаточно продолжительная. В оригинале она состоит из четырех действий, но у нас был один антракт, а также маленький паузы для смены декораций. Закулисные работники просто закрывали занавес, и весь зал в полной тишине слушал шуршание и перестановку мебели и шепот. Забавно, но, думаю, зрители во время затишья стеснялись даже кашлять, такая тишина стояла в зале. Не знаю, почему бы оркестру в это время просто не проигрывать какие-нибудь мелодии, а то неестественные паузы получались.

Итак, весь спектакль занял 3 часа и 5 минут (с 25-ти минутным антрактом, во время которого все зрители до единого свалили в бар :-) ).

Оперный зал во время антракта

Мы купили билеты в самый последний момент, а потому нам достались последние оставшиеся места, у финнов мало радостей в жизни, а потому на оперу и концерты билеты разбираются в момент. Как ни странно, но мне наши места понравились, никаких биноклей не понадобилось, я каждую родинку на лице у певцов видела. К тому же по разным историческим фильмам, я помню, что эти крайние места на первом балконе у самой сцены всегда занимали королевские особы или режиссеры. Правда сидеть пришлось немного под углом. К тому же нам повезло, что все действие постановки происходило с левой стороны сцены, а мы как раз по диагонали справа сидели. А балкону напротив несколько не повезло, им приходилось через перила перегибаться.

Наши места были прямо над оркестровой ямой и очень близко к сцене

На финскую "Аиду" пригласили солистку Большого театра в Москве, Веронику Джиоеву, так что у нас была возможность послушать действительно красивое пение, а не местные потуги.

Певческий и танцевальный состав оперы в тот день выглядел так:
Аида — эфиопская рабыня: Верони́ка Рома́новна Джио́ева
Амне́рис — дочь фараона: Lilli Paasikivi
Радамес — молодой начальник дворцовой стражи: Mika Pohjonen
Амона́сро — эфиопский царь, отец Аиды: Jorge Lagunes
Рамфис — верховный жрец: Koit Soasepp
Фараон — египетский царь: Heikki Aalto
Гонец: Juha Riihimäki
Голос жрицы: Anna-Kristiina Kaappola
А также согласно сюжету на сцене присутствовали жрецы и жрицы, придворные, солдаты, слуги, рабы и пленные эфиопы, египетский народ.

Мне понравилось меццо сопрано Амне́рис, но, к сожалению, у певицы голос был слабоват, его часто полностью заглушал оркестр. Можно было бы сослаться на близость оркестровой ямы и громкость оркестра, но ведь Веронику было слышно преотлично :-). Про акустику в оркестровой яме я писала в some girl odenna: День открытых дверей в оперном театре Хельсинки. Ну, что я могу сказать, там где финны не дотягивают голосами, они берут спецэффектами и техническими наворотами, коих было полно и в этой опере. И акустика в финских залах отличная.

Дирижер Michael Güttler
Режиссер Georg Rootering
Декорации Bernd Franke
Костюмы Götz Lanzelot Fischer
Спецэффекты Ilkka Paloniemi
Хореография Marilena Fontoura

Ну, кто же не слышал знаменитый марш победителей, разве что пациенты в коме, и то не факт, что они ничего не слышат.

Рекламный видеоролик оперы "Аида" в Suomen Kansallisooppera

Обложка миланского либретто "Аида" 1890 года

На замечательном сайте "Либретто опер" можно прослушать качественную запись оперы Джузеппе Верди "Аида" (Либретто А. Гисланцони. Запись 1955 года.) с переводом всех арий на русский язык.

Ну, а теперь пройдусь-ка я по финской версии Аиды этого года. Впечатления у меня от нее остались двоякие. Нет, я не жалуюсь, и оперу люблю (качественную), но я сторонница всего классического. По мне, если вещь была написала так, то ее так и следует исполнять. Для всяких там современных опер и балетов существует термин "по мотивам" или "интерпретация", а может еще как-то, я не эксперт.

Уже в который раз замечаю, что финская опера, то ли не желая тратиться на декорации и костюмы, то ли просто не любят классику, смешивает стили и эпохи на сцене. А еще грешит обилием спецэффектов.

Речь фараона после победы над африканцами
Один момент современных спецэффектов мне понравился. А именно, когда выступал король с поздравительной речью. Певец стоял на последнем балконе, и пел оттуда, а его проецировали на прозрачную занавесь, за которой было видно и дворец, и придворных, празднующих победу. Правда когда трубили глашатаи, так весело не было, они стояли прямо над нами на верхнем балконе, было чертовски громко :-).

Амне́рис играла та же актриса, а вот Аида была с искусственным загаром :-)
Как я уже писала, Аиду играла русская певица Вероника Джиоева. Я не поклонница сопрано, но пела она замечательно. И потом, на поклоне, она была самая улыбчивая и позитивная. Финны были посдержанней. Хотя зрители им апплодировали очень громко, они здесь не слишком избалованые хорошим зрелищем.

Одежды Радамеса сменялись от старинных до самых современных
В первом акте все было однородно, одежды исполнителей были выдержаны в одном стиле, который можно назвать одним словом египетский, как в кино про фараонов. А потом пошла катавасия. Радамес на войну надел какой-то спецназовский мундир, а после войны вернулся в виниловом золотой плаще и с золотым лавровым венком на голове (видать, костюм позаимствовали у Спартака).

А когда армия египетская пошла на войну, я и вовсе смутилась. Внешне в мундирах они были похоже на фашистов, в сапогах и мундирах, за исключением нескольких стражей в египетской одежде Древних времен с металлическими шлемами в виде священных животных (ну, как обычно бывает белый платок и металлическая "корона" с птицей или змеей на лбу).

А когда стали показывать на больших экранах большие фотографии военной техники, стартующих ракет и празднующих День Победы солдат и матерей с детьми с гвоздиками в руках, и документальные кадры войны на Ближнем Востоке и сбросы бомб во время Второй Мировой, я и вовсе растерялась. Да, еще показывали ракеты, ядерные взрывы, танки. Что же это за война такая была. И странно, что бедняги эфиопы вообще выжили после такого :-). Такая неразбериха исторических стилей и непоследовательность действия.

Ага, военнопленные в американских оранжевых робах :-)
Королевская свита и придворные были одеты в современные вечерние наряды, длинные в пол платья и смокинги. Аида в африканском национальном разноцветном стиле с узбекскими косичками и босиком.
Военнопленные и заключенные в оранжевых робах как в американском кино и в вязанных шапочках. Слуги и жрецы, и другие персонажи были одеты как древние времена. Глашатай вообще в костюме вышел (честно, я думала, это директор оперы вышел сказать, что по техническим причинам опера отменяется) :-). Короче, это только финны так умеют все смешивать.

После победы фараона, вместо пиршества и знаменитого парадного марша, нам показали какой-то непристойный танец проституток с солдафонами, они практически всю сцену продажной любви на сцене изобразили, разве что в одеждах.

Ну, "наш" папочка Аиды был не так молод
Я не ругаю оперу, она мне понравилась, мне не понравилась ее современная костюмная интерпретация.

Про сами декорации я могу сказать одно - минимализм. Как и в других операх декорации дворцов и убранства были минимальными. А именно одна стена в египетских орнаментах, к которой добавляли лестницу и балкон, если это внутри дворца; или убирали какие-то сегменты внизу, тогда появлялись тюремные камеры или колонны, изображающие дворец снаружи. В общем, все минимально и очень техногенно.

Рамфиса я не поняла совсем, в начале путала с царем
Жрецы и другие второстепенные персонажи пели хором, что было довольно красиво, правда звук всегда шел из заднего плана, словно они пели где-то в другом помещении. Мы их так и не увидели ни разу, только главного жреца. Сравнивая с другими мировыми сценами, я понимаю, что труппа Финской оперы очень немногочисленная, а маленькая сцена и вовсе использовалась лишь на четверть.

Пещера, к которой умирают влюбленные
Очень интересно была сделана сцена, когда главных героев замуровали в темнице. Стена сдвинулась ближе, все проходы и арки закрылись опускающимися стенками. Принцесса билась в истереке и пела на балконе сверху, словно влюбленных в колодец посадили, а жрецы бубнили за сценой. В общем, все было технически очень красиво. Хоть они и сидели на диване :-).

Это все касательно декораций и костюмов. Но само исполнение было довольно неплохим. Особенно спас спектакль голос Аиды.

Подведя итог, я могу сказать, что опера мне понравилась и не понравилась одновременно. Я была смущена. Только так можно объяснить мое состояние во время спектакла. При этом действия сменялись так быстро, как и кадры на экранах, что декорации и постановка казались словно вырванными из контекста, отдельными от пения и музыки, что ли. Так что, честно говоря, действительно наслаждалась я музыкой и действием только во время приватных сцен между героями, когда были только они и сцена, а не быстро меняющиеся декорации и технические новшества.

Может, я не понимаю современный спектакль, но, как я уже писала, я очень консервативна во всем, что касается оперы и балета. А современности мне и в кино, и в жизни хватает.

Для сравнения хочу также опубликовать здесь несколько видео с операми с youtube, которые мне показались самыми интересными, и в исполнении, и благодаря певцам.

Самая потрясающая из виденных мною это, пожалуй, постановка оперы "Аида" на сцене Арена ди Верона в 2012 году (Оркестр, хор и балет Арена ди Верона). Нам в этом году довелось побывать в Вероне, и Арена ди Верона (Колизей в Вероне), который старше даже Римского Колизея, активно используется как сцена для оперы и балета. Нужно обязательно однажды посмотреть действие на арене самой, должно быть там классная акустика.

Читайте о поездке в Италию и смотрите фото в some girl odenna: Встречаем Новый 2015 год в Северной Италии.

"Аида" Верди на Арена ди Верона - грандиозное масштабное шоу

Другой спектакль интересен, благодаря удивительному оперному певцу Лучано Паваротти. Это скорее даже фильм, снятый Сэмом Ванамакером в Оперном театре Сан-Франциско.

Опера "Аида" в исполнении Лучано Паваротти


Хоть убейте, но я не знала, что Софи Лорен поет, хотя конкретно в этом фильме  хоть она и играет роль Аиды, но поет за нее Рената Тебальди. Это цветной художественный кинофильм-опера режиссёра Клементе Фракасси, поставленный в 1953 году. А просто в восторге от голоса Лоис Максвелл, поющей за принцессу Амне́рис.

Экранизация оперы "Аида" с Софи Лорен в главных ролях

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Пожалуйста, оставьте здесь свой комментарий. Я всегда рада ответить на ваши вопросы.

Оденна.